Ваш регион:
Любой регион

Юникло - Кайдзен: когда лучшее – друг хорошего

Если вам небезразлична тема бизнеса, вы, возможно, слышали звучное японское слово «Кайдзен». Грубо и приблизительно его можно перевести с японского как «изменения к лучшему». Оно состоит из двух иероглифов: «кай» означает перемены, изменения, ну а «дзен» - это дзен, просто дзен.

В нашу страну Кайдзен пришел в сильно усеченном виде – под этим названием публике была предложена супер-эффективная система борьбы с ленью. Авторы системы предлагали прокрастинаторам всех мастей уделять не слишком любимому, но нужному делу ровно 1 минуту в день. Много ли отмазок можно найти, если речь идет о минутном деле в прямом смысле этого слова? Отжиматься, учить английские слова, вышивать гладью, писать роман, играть на волынке – ровно 1 минуту по секундомеру. Такими темпами к выходу на пенсию вполне реально дописать первую главу романа, научиться играть на волынке песенку Happy Birthday to you и уверенно переводить ее на русский язык.

На самом деле Кайдзен, каким его знают на родине, в Японии, имеет весьма отдаленное отношение к брошюрке из серии «Эффективный бизнесмен». Здесь это целая философия, суть которой в каждодневном, постоянном, непрерывном совершенствовании. Есть мнение, что именно она вытащила страну из нищеты и разрухи после 2-й Мировой войны. И что без нее не случилось бы никакого «японского экономического чуда».

Кайдзен впервые был систематизирован и подробно описан в 1986 году, когда вышла книга Масааки Имаи «Кайдзен – путь к успеху японских компаний». Сейчас знаменитому бизнес-гуру 86 лет, он жив, здоров, и, кажется, до сих пор разъезжает с лекциями по всему миру, неустанно разрабатывая найденную когда-то золотую жилу.

Теоретиков Кайдзен в мире существует великое множество, и каждый предлагает свой список основополагающих принципов. Самым внятным (и самым коротким!) выглядит вот этот, из восьми пунктов. Итак, добро пожаловать на путь непрерывного совершенствования!

 

  1. Улучшениями нужно заниматься каждый день. Если компания совершенствуется в течение месяца, а потом забрасывает это дело на полгода, можно начинать все с нуля. Работает только непрерывное улучшение.
  2. Изменения могут быть небольшими. Или тише едешь – дальше будешь. Можно идти совсем маленькими шагами, главное – не останавливаться.
  3. Совершенствовать нужно не только бизнес-процессы, но и себя. Прежде, чем менять к лучшему свой бизнес посмотри на себя и свою работу – ну-ка, кого здесь надо усовершенствовать?
  4. Отношения внутри компании должны быть максимально открытыми. Люди должны понимать, где они находятся, куда идут и что вообще происходит.
  5. Руководитель должен как можно чаще посещать «гемба» (то есть место, где создаются его товары или услуги, в буквальном переводе с японского – конкретное место). Улучшения делаются не в конференц-залах, а на производстве.
  6. Все процессы можно и нужно автоматизировать. А потом улучшить. И еще раз улучшить.
  7. Качество должно быть изначально встроено в процесс производства. Проверка сама по себе не создаст качества, если его нет в головах участников производственной цепочки.
  8. У каждого сотрудника должны быть свои полномочия и своя ответственность. Что может улучшить человек, который ни за что не отвечает и ни на что не влияет?

Эти 8 принципов выглядят так просто, стройно и логично, что хочется срочно бежать внедрять Кайдзен в работу и в жизнь. Но, как это всегда бывает, тут есть один подвох. Кайдзен невозможно ввести принудительно – он работает только через изменение мышления. То есть в головах у «окайдзениваемых» сотрудниках должна быть совместимая с ним операционная система: преданность своему делу как образ жизни, качество как состояние сознания и отношение к проблемам как к возможностям. Кстати, японцы говорят, что проблема – это ключ к спрятанному сокровищу. И самый страшный грех, с точки зрения Кайдзен – игнорировать или скрывать проблему (смотри пункт 4, про открытость). Видимо, поэтому он не приживается в российских компаниях, хотя некоторые из них, довольно крупные и известные, не оставляют надежды когда-нибудь его все-таки внедрить.

Наталья Карелова, специалист по закупкам, Uniqlo Россия:

Вдобавок к традиционным стереотипам о японцах (трудолюбие,
ответственность, щепетильность, внимание к деталям, работа в команде, вежливость и т.д.), для наших японских коллег характерно постоянное стремление к преодолению трудностей и самосовершенствованию. Добившись успеха, нельзя останавливаться. Придя к цели, нужно ставить новую цель. Необходимо постоянно работать в условиях неудовлетворенности текущими результатами, чтобы прогресс никогда не останавливался.

Виктория Зельднер, Mitsubishi Corp.

Открыв представительство в России, мы продолжаем следовать всем нашим корпоративным правилам и процедурам, постоянно совершенствуемся, обращая внимание на детали, которые в целом и  составляют  бизнес-процесс.

Так что за Кайдзеном лучше идти в российские представительства японских компаний и получать его, что называется, из первых рук. Кто знает, может быть, именно вы станете тем человеком, который сможет найти точки соприкосновения между эффективной японской бизнес-системой и загадочной русской душой.

 

×